Датчик кислорода Infiniti

Для полного сгорания топливо-воздушной смеси в камере сгорания двигателя, необходимо точное соотношение топлива, впрыскиваемого форсункой, и порции воздуха, поступившего в цилиндр. При таком точно дозированном составе, происходит наиболее полное сгорание топлива и выделяется наименьшее количество вредных выхлопов. Такое соотношение называется стехиометрическим. Для определения доли кислорода в отработавших газах используется кислородный датчик.
Принцип работы кислородного датчика
Электронная система управления работой двигателя управляет количеством топлива, впрыскиваемого топливной системой двигателя. Датчик кислорода или лямда-зонд является своеобразной обратной связью, с помощью которой электронная система управления дозирует впрыскиваемое топливо, доводя горючую смесь до стехиометрически правильной. Правильное дозирование топлива важно не только с экономической но и с экологической точки зрения. В современных автомобилях устанавливаются и повсеместно используются каталитические нейтрализаторы. В них происходит молекулярное изменение выхлопных газов, которое снижает их вредность. Кислородные датчики устанавливаются до и после катализаторов. Общее их число достигает четырех, в зависимости от модели автомобиля.
Такое количество лямда-зондов обусловлено высокими экологическими требованиями к автомобильным выхлопам.
Датчики кислорода Infiniti состоят из внешнего и внутреннего электрода. Внешний электрод имеет платиновое напыление и чувствителен к молекулам кислорода, а внутренний электрод изготовлен из циркониевого сплава. При прохождении кислорода, изменяется потенциал между выводами электродов, чем больше кислорода, тем выше потенциал.
Особенность циркониевого сплава в том, что его рабочая температура находится в пределах 300-1000 градусов. Поэтому современные лямда-зонды оснащены подогревателями. Подогреватель выполнен в виде спирали, который доводит температуру кислородного датчика до рабочей при холодном запуске.
Признаки и причины неисправности лямда-зонда
- Можно выделить несколько признаков неисправной работы датчика кислорода:
появление на панели управления аварийного знака «check engine» - резкое увеличение расхода топлива
- повышение токсичности выхлопа автомобиля
- плавающий холостой ход
- снижение разгонной динамики
Основными причинами неисправности кислородных датчиков на автомобилях марки Infiniti являются:
- механическая неисправность
Это может быть обрыв сигнальных проводов или проводов подогрева или плохой контакт в клемме. Этот дефект устраняется заменой и перепайкой сигнальных проводов и зачисткой клемм от окислов. В случае разрушения корпуса датчика, его меняют на новый. - ненадлежащее качество топлива
При некачественном горючем, на поверхности внешнего электрода датчика кислорода откладывается свинец в виде блестящих вкраплений. Этот слой снижает чувствительность внешнего электрода к кислороду и снижает эффективность его работы в целом. Восстановление работоспособности кислородного датчика достигают вымачиванием его в растворе ортофосфорной кислоты. - неисправность в топливной системе двигателя
При малом давлении впрыска или закоксованности сопла форсунки, в цилиндр двигателя подается неправильное количество топлива. Закоксованная игла форсунки полностью не закрывается, сквозь образовавшуюся щель в камеру сгорания постоянно сочится топливо независимо от такта работы двигателя. В камере сгорания набирается топливо, которое не успевает сгореть во время такта воспламенения. По этой причине выделяется очень много угарного газа. Он оседает на поверхности внешнего электрода лямда-зонда в виде сажи. Аналогично с предыдущим пунктом, сажа является причиной некорректной работы кислородного датчика. Слой сажи также удаляется ортофосфорной кислотой.
Для проверки работоспособности используют омметр. С помощью прибора определяют работоспособность подогрева датчика, измеряя сопротивление между выводами и сравнивая со спецификацией. Более точным диагностическим прибором является электронный осциллограф. Его подключают на работающем двигателе и снимают характеристику работы. Еще одним прибором диагностирования неисправности является диагностический сканер. Его подключают аналогично с осциллографом.